СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ВЕСЕННЯЯ ПОСЕДКА»
( Сценарий разработан на основе местного материала)
1 ребенок:
А что, робяты, не собратцы ль нам на поседку?
2 ребенок:
Чево ж не собратцы ? Пошли, посидим. Посудачим, попоем, поиграем.
Исполняется русская народная песня «Вдоль по улице молодчик идет».
3 ребенок :
Вон ждали, ждали весну, а глянь уж и апрель к концу подкатыват…
4 ребенок :
А и то, слышь-ка, что ране-то говаривали - солнышко с апрельской горки в лето катитцы.
5 ребенок:
Апрельский снежок ломает цветок.
6 ребенок:
Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит. А мужик глядит – что-то будет?
7 ребенок:
А то слышь-ка : в апреле заготавливали соковицу – сладкий березовый сок, поэтому в древности апрель назывался « березол».
3 ребенок :
А праздников-то сколько в апреле!
2 ребенок:
И то , родны вы мои, токо успевай поворачиватцы.
5 ребенок :
Седьмого – Благовещенье, самый большой у Бога праздник.
6 ребенок:
Каково Благовещенье проведешь – таково и
весь год.
7 ребенок:
Каково благовещенье – такова и Пасха.
8 ребенок:
А еще послухай-ко – на Благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не
плетет.
9 ребенок:
На Благовещение на сурову пряжу не глядят.
1 ребенок:
А как это?
3 ребенок:
Ну значит не работают.
5 ребенок:
А вы заприметили погоду на
Благовещенье?
3 ребенок:
Хороший день теплый, солнечный.
2 ребенок:
Ране примечали, что ведро на Благовещенье - к пожарам. А коли день солнечный – пшеница уродится.
7 ребенок:
А ноне-то этот праздник еще и с Вербным воскресеньем совпал.
10 ребенок:
А для чего вербушки ставят?
5 ребенок:
А вот ты послухай. Когда Христос въехал в Иерусалим, то люди бросали перед ним пальмовые ветки.
Это народ так встречал Иисуса, победившего смерть.
1 ребенок:
С тех пор вербушки почитают . Придя от заутрени хозяин бросает веточки
вербы в пищу скотине, чтобы не было падежа. Несколько веток втыкают под
крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости ,
но и домой возвращалась исправно , не терялась бы в лесу.
Освященные в церкви вербочки берегут дом от злых духов, от всяких бед и
напастей.
4 ребенок :
14-го тоже большой праздник. Марья Египетская.
Марья – зажги снега, заиграй овражки. Ране говаривали: с Марьи снег и под колодой растает.
Марья – пустые щи, кончается запас капусты.
11 ребенок:
А ноне в этот день еще большущий праздник – Пасха.
12 ребенок :
Начинали готовитцы к празднику загодя .Особо почитали «великий четверг» на страстной неделе.
Его еще называют чистым четвергом.
3 ребенок:
Накануне варили овсяный кисель, выносили его в миске на улицу и
приговаривали: «Мороз , мороз, не морозь наш овес! Киселя поешь нас
потешь.
5 ребенок:
В этот день мыли и украшали избу: расстилали чисты праздничны
половики,развешали красивы рушники, завески. И само главно – мылись в
бане. Всходя на полок приговаривали: «Хрещенный на полок, нехрещенный с
полка».
12 ребенок:
А в страстну субботу красили яйца, пекли куличи и делали пасху.
1 ребенок:
А еще в наших вишерских деревнях на пасху делали варенчик.
6 ребёнок
Зачинали
варенчик ладить в
Великий четверг. Хорошо топили в русской печке молоко, красную пенку с
топленки откладывали в миску. Потом в горшок с топленкой кладут ложку
сметаны, ложку творогу, мутовкой рассукают да пенкой снятой сверху
покроют. А уж в Пасху после красного яичка и разговлялись варенчиком.
3 ребенок:
Под Пасху шли в церковь. Молились до "петухов". А потом христосовались, трижды целовались и дарили друг другу крашеное яйцо.
4 ребенок:
Ребятишки утром кликали яйца.
6 ребенок:
Все три дня праздника звонили в колокола. Вся неделя называлась светлой - ходили в гости, поздравляли друг друга.
Исполняется песня «А кто у нас гость большой?»
13 ребенок:
Весна пришла – хозяину некогда спать. Если весной не вспотеть, так и зимой не погреешься.
14 ребенок:
А что ране весной на поседках делали?
3 ребенок:
Всю зиму на поседках пряли. Но чтобы спрясть, много было дела…
4 ребенок:
А я знаю, мне бабушка рассказывала. Сначала лен нужно было вытаскать,
завязать в снопки, повесить на вешала, просушить(если была хорошая
погода). А в плохую погоду снопы сажали в ригу…
2 ребенок:
А что это такое?
4 ребенок:
Это место , где сушат снопы, там сложена каменка.
Потом на гумнах…
2 ребенок:
А это что за слово такое?
4 ребенок:
На гумне лен околачивали, доставали семена.
Потом лен стелили на пожне, снимали, снова сажали в баню или ригу, второй раз сушили, мяли мялками. Потом броснули…
2 ребенок:
А что это такое?
4 ребенок:
А это в ту же мялку закладывали деревянные лучинки, чтобы костига
отставала, после трепали трепалами, потом щетями два раза чесали.
Сначала получается куделя, которая называется изгреби , а потом
получается куделя, но помягче, она называется пачеси. А уж после
остается чистое волокно. Вот его-то и прядут. А после пряжу стирали,
кипятили в щелочи, сваренной из золы – чтобы белая была. А потом
высушивали и развивали на вьюшки.
2 ребенок:
А что такое вьюшка?
4 ребенок:
Это такая круглая бочка с дыркой внутри. На палку надевали вьюшку,а на пол ставили воробу.
2 ребенок:
А что такое вороба?
4 ребенок:
Это такое приспособление из дерева, в котором на гвоздь надевались2
пера (рейки), в краях делались дырки. И вот пряжу наматывают на 2
вьюшки. А из двух вьюшек уже начинают сновать.
А когда пряжу разовьют, то направляют став и начинают ткать. Весь Великий Пост вплоть до самой Пасхи ткали.
Исполняется песня « В низенькой светелке».
6 ребенок:
А чем еще занимались весной в наших деревнях?
7 ребенок:
Самое главное – крестьянством. Когда жили единолично – еще до колхозов, то землю пахали на лошадях сохой, боронили деревянной
бороной. В каждом хозяйстве была своя лошадь, а то и две. Урожай
убирали вручную – косой, серпом. Молотили цепами, их в наших краях еще
называли приуздами. Растили свое зерно, овощи и самое главное – лен.
Исполняется песня « Во кузнице»
13 ребенок:
А сколько рецептов всяких разных блюд знали наши бабушки и пра-
бабушки, которые еще помнят в нашем маловишерском крае.
4 ребенок:
Пиво варили, квас делали , а из него окрошку. Да не такую как
сейчас. Для этого брали печеную в русской печке капусту, свежую
свеклу со свекольником, мелко резали. Добавляли огурца свежего,
луку зеленого. Все солили, заливали квасом и ели с горячей картошкой.
Вкуснотища!
3 ребенок:
А еще в наших деревнях толкли гущу. Для этого ячмень мочили, толкли
в ступе пестом, тростки вымывали на реке, оставались зернышки. Их-то
и варили в чугунах, добавляли туда горох, солили. И ели с льняным
маслом.
7 ребенок:
А кто пробовал калитки?
2 ребенок:
Как их делают?
7 ребенок:
На пахте или простокваше растворяли из ржаной муки густое пресное
тесто. Из этого теста делали сканчики. После ладили начинку -
картошку с яйцом или творог с пшенной кашей. Начиняли сканчики
,загибали с четырех сторон, ставили в печку. А как из печки достанут,
смазывали сливочным маслом. Гораз вкусные пока горячие.
5 ребенок:
И масло свое льняное били .Для этого сперва семя сушили, потом
пестком толкли в ступе, просевали, растирали в корыте, потом жарили
в чугунах в печке. Жареное семя складывали в точивной мешок и
зажимали в билы. Получалось масло. Ели его с хлебом, с картошкой, с кашей.
12 ребенок:
И ни один праздник не обходился без клюквенного киселя –
густого, который разливали в тарелки и ели ложками.
3 ребенок:
Не засиделись ли мы, не заговорились
ли? На улице тепло, пошли по-
играем што ль?
4 ребенок:
А в какие игры ране играли?
3 ребенок:
Ну перво дело – в лапту. А еще в лапти.
Игра « В лапти»
5 ребенок:
А еще в хоронушки играли. Давайте воду выбирать.
Дети считаются:
Еники, беники, вси колеса.
Еники, беники, кноп.
Игра « В хоронушки».
Игра « В бочку».
Игра «В Капитона».
Игра « Куды золото упало»
1 ребенок:
Ну вот и побывали вы на нашей поседке. Рассказали мы вам о том,
как жили наши прабабушки и прадедушки, чем занимались, что пили-ели, в какие игры играли, как праздновали.