Портал De.Точка для всех
Приветствую Вас Гость!
  • ДРУГОЕ
  • Консультации специалистов (FAQ)
  • Узнай о себе! Тесты


  • Главная » Файлы » Статьи для педагогов и родителей » Познавательные процессы и творчеств

    Внимание! Все права на слова и музыку предоставленных произведений принадлежат их владельцам. Эти аудиозаписи предназначены только для предварительного прослушивания - для прочих целей Вы должны купить лицензионную запись.
    Развитие творчества у детей · Скачать бесплатно ()
    [ · Скачать удаленно () ] 01.09.2008, 21:27

    О.И. Мотков
    кандидат психологических наук

    Развитие творчества у детей

    В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1). В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.

    Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США (Гатанов Ю. О пользе старого дивана, или как развивать креативность. /Газ. "Школ. психолог”, 1999, № 4 январь,
    с. 8-9)

    СтранаВозраст Беглость Гибкость Оригинальность
    Россия 6 - 8 лет 51,4 26,4 25,0

    США

    7 лет

    34,1

    16,4

    12,9

    Россия

    11 - 12 лет

    47,7

    21,8

    21,8

    США

    12 лет

    71,0

    32,3

    41,9

    Россия

    15 - 17 лет

    36,3

    20,7

    25,8

    США

    16 лет

    82,0

    37,6

    56,1

    В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).

    В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

    К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

    1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
    2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
    3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была "глупой” или "неправильной” - не подавлять ее своим "правильным” отношением и мнением;
    4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
    5. безоценочность в отношении к детскому творчеству - то естьне применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
    6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то "не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
    7. творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
    8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
    9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
    10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
    11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
    12. для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические "творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.

    Хотелось бы также обратить особое внимание читателя на следующее.

    Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается "одной, но пламенной страстью”.

    Природа возложила на человека адаптивную необходимость выполнения в процессе жизнедеятельности разнообразных дел: ситуативных, бытовых – и "вечных”, общения с людьми – и уединения, общения с дикой природой – и в цивилизованной среде, осуществления как умственных, так и значительных физических нагрузок, руководства – и подчинения, и т.д. То есть желательно, чтобы в нашей жизни присутствовало И ТО, И ЭТО.

    Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е., помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации. И наоборот, оно, при дисгармоничном отношении педагога к результатам творчества детей, может фанатизировать их жизненную мотивацию и притязания, делать их стремления односторонними и зацикленными. В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым здоровью детей. В таком случае неосознанно поощряются и завышенная самооценка и притязания ("Вы – соль земли”), активируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми и, в конечном счете, с самим собой, что накладывает свою печать и на творческие образы и общее самочувствие человека.

    Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций – это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.

    * * *

    С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно попробовать ответить самому, проконсультироваться у психолога – и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь – это увлечь ребят процессом творческой игры. Получаемые данные о детях имеют не диагностический, а ориентировочный характер. Они не могут служить окончательным критерием уровня их творческого развития, и не могут применяться для какого-либо отбора в специальные творческие группы.

    Методики изучения и развития творческого поведения детей

    Творческие задания

    (Упрощенная модификация тестов Торренса и авторские задания)

    Прежде, чем перейти к методикам, хотелось бы отметить, что в конечном итоге самым важным является творческий процесс поиска и придумывания ответов, его спонтанность и интересность для ребенка ( взрослого), а не уровень выполнения. Частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.

    Показатели креативности, используемые в методиках:

    а/ продуктивность - общее число ответов в виде словесных ответов, картинок, идей и т.п.;

    б/ гибкость - число ответов разных категорий (однотипные ответы принимаются за один ответ);

    в/ оригинальность - число редко встречающихся в группе испытуемых ответов, например, ответ встречается не более чем у 1 человека в группе из 10 человек.

    Задания можно предъявлять детям, начиная со 2 класса, а рисуночные задания и задачу "Скрепки” - с 6 лет. Время их выполнения не ограничивается, что позволяет ребенку глубже войти в творческий процесс, больше отдаться ему, так как никто не подгоняет и не давит на психику требованием скорости работы (что имеет место во всех тестах интеллекта) или ограничением времени выполнения.

    Употребление предметов

    Инструкция: Напишите все возможные виды использования "ботинка”, причем могут быть и необычные виды применения.
    Далее предлагается для ответов другой предмет, например, "кастрюля”.

    Определяются показатели: продуктивность, гибкость и оригинальность (подсчитывается число ответов по каждому показателю).

    Примерные уровни выполнения задания

    Примерные уровни выполнения задания

    Начиная с 9 лет

    Уровень

    Продуктив-ность

    Гибкость

    Оригиналь-ность

    Суммарный результат

    Высокий

    7

    6

    3

    15 и более

    Средний

    5

    4 - 5

    2

    10 - 14

    Низкий

    менее 5

    менее 4

    менее 2

    менее 10

    Для детей 7 - 8 лет

    Высокий

    5

    4

    2

    11 и более

    Средний

    3

    2

    1

    5 - 6

    Низкий

    менее 3

    менее 2

    менее 1

    менее 5

    Данные по "ботинку” и "кастрюле” усредняются.

    Незавершенные фигуры

    Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

    Рис.1. НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ

    Примерные уровни выполнения задания

    Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

    Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.

    Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.

    Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.

      Рассказ по картинке

    Инструкция: Посмотрите на картинку ! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.
    Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объем) рассказа и его оригинальность.

    С 9 лет дети уже могут записывать свой рассказ на листе бумаги, а затем прочитывать его вслух. Это облегчает работу экспериментатора.

    Примерные уровни выполнения задания

    Высокий - С 9 лет - есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе, более 3 предложений. Есть необычный сюжет, общая идея. 7-8 лет - более 2 предложений, есть прошлое, настоящее и будущее, есть необычный сюжет и идея.

    Средний - С 9 лет - 2-3 предложения, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - 1-2 предложения, нет интересного сюжета.

    Низкий - С 9 лет - 1 предложение, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - нет предложений.

    Данные по обеим картинкам усредняются.

    Решение необычных проблем

    Инструкция: Подумайте и напишите, что Вы будете делать в случае, если:

      • все люди на Земле станут легкими, как пушинки?
      • все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?

    Оцениваются продуктивность и оригинальность ответов.

    Примерные уровни выполнения задания

    Высокий - С 9 лет - развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Необычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 7-8 лет - 2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.

    Средний - С 9 лет - не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее чувство ситуации. 7-8 лет - не более 1 предложения. нет оригинальности представлений.

    Низкий - С 9 лет - не более 1 предложения . Не вошел в ситуацию. 7-8 лет - нет предложений.

    Данные по обеим ситуациям усредняются.

    Задание "Четыре скрепки" (О. И. Мотков)

    Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составляйте из них различные фигуры, картинки. Зарисовывайте условно длинными, "огуречными” овалами каждую картинку и подписывайте ее придуманным Вами названием.

    Определяются продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.

    Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками и раздает их участникам работы, каждому по 4 скрепки. В любом рисунке должно быть использовано 4 скрепки - не больше и не меньше. Не допускается разгибание скрепок.

    Примерные уровни выполнения задания

    Высокий - С 9 лет - более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них - оригинальных.

    7-8 лет - более 10 сюжетов, более 7 - разных категорий, более 4 оригинальных.

    Средний - С 9 лет - 10-15 рисунков, из них 7-12 - разнокатегорийных и 4-6 - оригинальных.

    7-8 лет - 5-10 картинок, 3-7 разнокатегорийных, 2-4 оригинальных.

    Низкий - С 9 лет - менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.

    7-8 лет - менее 5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.

    Для детей 6 лет значения уровней 7-8-леток уменьшаем всякий раз по каждому показателю на 2.

    Составление предложений из слов

    Инструкция (с 9 лет): Составьте осмысленное предложение из слов "трактор”, "Луна”, "весло”. Запишите его. Затем составьте предложение из новых слов "масло”, "фонарь” и "верблюд”. Также запишите его.

    Далее экспериментатор просит составить маленький рассказ, в котором используются все 6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений, и записать его.
    Для 7-8-леток - даются первый раз 2 слова ("машина”, "Луна”) и второй раз 2 слова ("масло” и "фонарь”). Затем предлагается составить рассказик с этими четырьмя словами.
    Он, конечно же, может включать и другие слова. Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.
    Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений и рассказа.

    Примерные уровни выполнения задания

    Высокий - логичность и осмысленность обоих предложений и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа - два предложения и один рассказ).

    Средний - логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности.

    Низкий - нелогичные случайные предложения или их отсутствие, нет оригинальных ответов.

    Анализ всех данных по 6 заданиям
    Уровни , полученные по всем 6 заданиям, обобщаются следующим образом:

    Высокий в целом - в случае, если 3 или более заданий сделано на высоком уровне; остальные - на среднем.

    Средний в целом - если сделано на высоком уровне - 0-2 задания, на среднем - 2-6 заданий и на низком - не более 3 заданий.

    Низкий в целом - если на высоком уровне не сделано ни одного задания, на среднем - не более 2 заданий, на низком - 4 и более заданий.

    Приведенные в заданиях уровни имеют ориентировочный характер и не могут быть основой какого-либо "диагноза” об уровне развития творческих способностей. Многое зависит от текущего психического и физического состояния испытуемого, его сиюминутной направленности, особенностей характера (неуверенность, высокая тревожность, настороженность и скованность, забитость и задерганность авторитарными родителями и т.п.), силы желания участвовать в эксперименте. Только многократное участие клиента в выполнении сходных с предложенными заданий, а также заданий других типов, может дать надежные данные о развитии его творческих способностей при имеющемся характерологическом и эмоциональном индивидуальном статусе.

    Рекомендуемая литература

    Бардиер Г. с соавт. Я хочу! Психологическое сопровождение естественого развития маленьких детей. СПб, 1994

    Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989

    Гатанов Ю. Курс развития творческого мышления "Иматон” для детей 8 – 12 лет. СПб, 1998

    Гатанов Ю. О пользе старого дивана, или как развивать креативность. /Газ. "Школ. Психолог”, 1999, № 4, с. 8-9

    Волков И.П. Цель одна – дорог много. М., 1990

    Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. Чебоксары, 1996

    Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. Пос. М., 1993

    Мотков О. И. В гармонии с собой и миром/ Газ. "Щкол. Психолог”, 1998, № 21-22, с. 8-9

    Мотков О.И. Методика "Психологическая культура личности”/ Газ. "Школ. Психолог”, 1999, № 15, с. 8-9

    Одаренные дети Пер. с англ. М., 1991

    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996


    Статья напечатана в ж. "Дополнительное образование”, 2000, № 4, с. 9 - 13


    Скачать "Развитие творчества у детей" бесплатно, без регистрации


    Материалы по теме:

    Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями






    МИНУСОВКИ детских и НОВОГОДНИХ песен MP3 Скачать бесплатно можно ЗДЕСЬ








    Категория: Познавательные процессы и творчеств | Добавил: DEточка | Автор: О.И. Мотков кпн
    Просмотров: 9151 | Загрузок: 1010 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума.
    Мы постараемся Вам помочь.

    Оставить запрос!

    Полезные статьи для родителей [62]
    Полезные статьи для родителей, по психологии, педагогике, воспитанию, полезные советы и рекомендации
    Познавательные процессы и творчеств [5]
    Познавательные процессы и творчеств


    О Сайте DE.Точка
    Всего ответов: 312

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    | "De.Точка" | КОНСУЛЬТАЦИИ | ОБМЕН | СЦЕНАРИИ | ТЕКСТЫ | МУЗЫКА MP3 |

    Copyright "De.Точка" Тел. (8352)682586 © 2008
    Хостинг от uCoz

    Помните, скоро Новый год - праздник детей и взрослых! Не забудьте своевременно заказать детям письмо от самого Деда Мороза и другие новогодние подарки. Письмо от Деда Мороза - лучший подарок вашим детям. Заказ письма от деда Мороза доставит вашим детям много радости. Заказать Письмо от Деда Мороза можно на этой странице


    !!!