Диагностика развития памяти у детей в возрасте
от 6 до 10 лет
Методика "Оперативная память".Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной
памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую
инструкцию.
Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел
в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется
от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных
особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том
порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число
со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым,
а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка.
Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем
6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается);
1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)".
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить
на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением
рядов - 25-15 секунд, в зависимости от возраста.
Тестовый материал:

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их
количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются
следующие нормы:
6-7 лет - 10 сумм и выше
8-9 лет - 15 сумм и выше
10-12 лет - 20 сумм и выше
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования
занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя
оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить,
используя другие ряды чисел.
Методика "Долговременная память".
Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а
вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор,
стул, тетрадь, молоко".
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка
происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается
по следующей формуле:

где А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим образом:
75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.
Методика "Запомни пару".
Исследование логической и механической памяти методом запоминания
двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами
существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым)
10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд).
После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом
10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины
ряда.
Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

Рекомендуем
родителям "Развивающие
компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет"
Использование материалов сайта разрешается только в
интернете при наличии текстовой гиперссылки на психологический центр Адалин. Ссылка должна содержать слова: "Психологический центр Адалин",
находиться неотрывно от материала и присутствовать на каждой странице
с использованным материалом.